Любая историческая эпоха оставляет свой, только ей присущий интеллектуально-эстетический культурный слой. Не подлежит сомнению, что культура социализма, являясь частью общемировой культуры человечества, является самодостаточным явлением и входит в триаду ведущих субкультур ХХ века: буржуазная культура империалистического капитализма, социалистическая культура, культура фашизма. Эта триада внутри себя неделима на плохие или хорошие - её составляющие концептуально различные.
Советская бытовая радиотехника, опираясь на мировые радиотехнические достижения, имела собственные, неповторимые черты, как чисто в радиотехническом аспекте, так и в сфере радиотехнического дизайна. Выдающимся примером бытового радиотехнического дизайна начала 50-х годов ХХ века в СССР является радиоприёмник I класса (по тогдашней оценке ГОСТа самый высший) "Мир". Можно без преувеличения сказать, что в бытовой приёмной технике СССР "Мир" является самым ярким и характерным для социалистической культуры образцом.
В 1945 году победоносно закончилась война с Германией. Военная, экономическая, интеллектуальная мощь СССР к этому времени вывела его вместе с США на ключевую роль распорядителей общемирового порядка. И Сталину, и его ближайшему окружению было очевидно, что сделать советских людей (и других) безусловными сторонниками преимуществ социализма можно только в одном случае - окружить их в быту такими потребительскими вещами, которые были бы, по крайней мере, не хуже, чем на Западе. Вместе с тем, было ясно, что для всех это сделать невозможно. Вопрос решён, как обычно, суррогатно: дать хотя бы правящей коммунистической верхушке те товары, которые по сравнению с зарубежными были бы, выражаясь современным языковым кичем, конкурентноспособными.
Сейчас уже понятно, что такие решения не способствовали классовому равноправию. Величественные высотные дома и жалкие бараки-лачуги, помпезный радиоприёмник "Мир" и суперубогий народный радиоприёмник "Москвич" давали такой контраст и зримость классового различия, которого не было и в самых проблемных странах капитализма и фашизма.
Задача создания бытового суперприёмника была очень непростой. Во-первых, элитарная часть советского общества, для которой он предназначался, уже не была уголовно-пролетарским сбродом 1917 года, она, по меньшей мере, была мелко-, а высшие слои и среднебуржуазной публикой, даже по западным параметрам. Во-вторых, в быту очень широко использовалась трофейная (не правда ли, интересное наименование для сугубо гражданской техники, не вся же она находилась у нацистов) бытовая радиотехника Германии, которая в довоенное время по техническим параметрам и дизайнерской проработке бесспорно занимала ведущее место в мире. Сравнивать потребителю было с чем. В третьих, уровень советского радиопроизводства и после войны оставался исключительно низким и ни в какое сравнение с германским, даже довоенным, вступить не мог. Если по радиотехнической части исполнения суперприёмника можно было что-то заимствовать из-за рубежа, то по дизайнерской стороне, учитывая практическое отсутствие наработанной дизайнерской культуры в КБ заводов, положение было просто катастрофическим. Ведь ставилась задача сделать не просто суперприёмник, а оригинальный социалистический.
Разработка и серийный выпуск социалистического суперприёмника были возложены на Рижский радиозавод "ВЭФ". Заметим, что при тогдашней системе советского радиопромышленного производства все разработки производились конструкторскими бюро заводов, и в большинстве случаев там же организовывалось серийное производство. Выбор предприятия разработчика-изготовителя не случаен и закономерен. Радио и электротехнический завод "ВЭФ" ещё в довоенное время был одним из ведущих предприятий Латвии, которая среди прибалтийской тройки государств выделялась индустриальным характером экономики. Предприятие перед войной было тесно ассоциировано с известной в Европе фирмой "Рhilips", и выпускало лицензионный бытовой радиоприёмник II класса, который с некоторыми изменениями в элементной базе изготавливался после войны под маркой "ВЭФ-М-517". Предприятие не было разрушено социалистическими преобразованиями из-за краткости советского предвоенного периода, сохранило кадры и оборудование во время войны, так как было включено в германскую военную экономическую машину. Большим преимуществом была радиотехническая и дизайнерская подготовка конструкторского и производственного коллективов, прошедших школу европейского радиопроизводства.
Завод уже обозначил свой уровень разработкой и выпуском радиоприёмника первого класса "Латвия", до "Мира" являвшимся лучшим советским приёмником, как по электрическому, так и по дизайнерскому оформлению. "Латвия" явилась предшественником "Мира", но её дизайнерское решение было настолько очевидно прогерманским, что выступить, как социалистический суперприёмник, она никак не могла. В основе электрического решения "Мира" использована схема "Латвии", но с рядом существенных дополнений, присущих только радиотехническим аристократам. Самым главным были два новшества. Первое, переработана вся низкочастотная часть с включением в неё дополнительных каскадов усиления со сложной схемой тонкоррекции и частотной равномерностью по усилению. По уровню техники того времени это был усилитель НЧ класса "Hi-Fi", если выражаться современной терминологией, и он являлся самым совершенным среди всей бытовой приёмной радиоаппаратуры. Вторым было введение каскада бесшумной настройки. Это новшество почерпнуто из американской буржуазно-роскошной радиотехники. Его суть состояла в том, что при поиске станций, а точнее при движении стрелки настройки входной каскад усилителя НЧ запирался, и приемник молчал. При остановке механизма усилитель отпирался, и звук восстанавливался. Конечно, приём станций был возможен тогда, когда остановка настройки по частоте совпадала с частотой передающей радиостанции: при несовпадении прослушивался эфирный шум. Как Вам, этот удивительный предшественник современных автоматических компьютерных систем настройки! Приёмник имел так же два громкоговорителя с разными частотными характеристиками. В целом его электрическое решение обеспечивало чувствительность, избирательность, частотную характеристику и другие электрические и звуковые параметры на уровне элитных современных бытовых радиоприёмников тех лет.
Куда более сложным оказалось дизайнерское решение "Мира". Конструкторы с ВЭФа никаких образцов чисто социалисти-ческого радиотехнического дизайна перед собой не имели. На них впервые была возложена обязанность сделать суперприёмник такого типа, ведь сколько-нибудь длительного опыта социализма у прибалтийских конструкторов не было. Внутри они ещё оставались культурными буржуазными спецами, рождёнными и воспитанными в несоциалистических условиях. Тут надо отметить, что хотя все советизированные прибалты гордились в СССР и выставляются сейчас (в России, разумеется, не в ЕС, где их правовая эстетика поправляется судом!) своей культурой, она изначально не являлась самобытной, собственной, а привнесённой с Запада, конечно, по многовековым историческим причинам и в большей части из Германии.
Что сделали конструктора с ВЭФа? Они выбрали абсолютно верный концептуальный путь, собрав по фрагментам дизайнерские буржуазные изыски и сдобрили их своим пониманием советского социализма. И сегодня, глядя на "Мир", изумляешься их интуитив-ной правильностью выбранной дизайнерской концепции (социалистическая послевоенная пятилетка - школа явилась начальной, но весьма эффективной). "Мир" вписан в своё время так, что и в настоящем, и в будущем, зрительно знакомясь с ним, внутри себя ощущаешь сталинский социализм, конечно, его самую верхнюю, элитарно-роскошную часть. (Кто хочет почувствовать низший социализм, тот пусть рассмотрит тогдашний народный радиоприёмник "Москвич" - по эстетической силе воздействия он оставляет не меньшее впечатление).
Прежде всего это объём. Точнее его можно определить физическим термином масса. "Мир" величественно велик - это самый
большой советский настольный радиоприёмник. Исторически мода на большие радиоприёмники рождена в США в конце 20-х годов, и они всегда занимали нишу сверхдорогих приёмников. В скромной, по сравнению с богатейшей размашистой Америкой, Европе этот класс радиоаппаратуры распространения не получил, но был подхвачен и использован в дорогих радиоприёмниках фашистской Германии - этот стиль подчёркивал монументальность и незыблемость "тысячелетнего" третьего рейха. Клас-сическими представителями его были такие довоенные суперприёмники, как "Telefunken Super 8001", "Blaupunkt Super 11 W 79", "Korting Super Transmare 40 WK". Разорённая послевоенная Европа могла себе позволить только небольшие сверхдешёвые радиоприёмнички с бестрансформаторным питанием (у нас они известны под сленговым обозначением "спальники"), но в Великобританию монументальный, уже германский след, был частично импортирован, в частности, он прослеживается в дорогих радиоприёмниках фирмы "Mullard".
Предшественник "Мира", "Латвия", по архитектурному облику относилась к классу радиоприёмников монументального сти-ля. Её германский дизайн был изысканно классичен. Этот стиль внешнего оформления радиоприёмников с вытянутой почти на всю ширину нижней стеклянной шкалой, с симметричными ручками управления по её сторонам, большой, не заполненной ничем, кроме фирменных эмблем, передней поверхностью, впервые получил воплощение (практически одновременно) в приёмниках германских фирм "Telefunken" и "Saba" в 1939 году, а разработанный по этим мотивам в 1941 году " Telefunken Super 166 WK" стал классикой мирового радиотехнического дизайна приёмной радиотехники на 25 лет вперёд. Но в "Латвии" появилась собственная, латвийская дизайнерская черта: это внушительные боковые выступы-обьёмы корпуса, напоминающие сглаженные очертания прибалтийских береговых песчаных дюн. Эта оригинальная дизайнерская находка перенесена в "Мир", и в последующем в "Фестиваль".
Нижняя часть лицевой стороны "Мира" выполнена в виде осторожно-выпуклой, то же весьма созвучной, субпанели с тремя в высшей степени массивными комбинированными ручками управления, имеющим крупный плавнозубчатый контур успокаи-вающе мягкого характера (такие впервые появились в радиоприёмниках высшего класса германской фирмы "Blaupunkt"). Остальная часть стороны покрыта великолепной радиотехнической тканью бежевого тона, осеннего оттенка, с разбросанным по всей поверхности мелколиственным, рябиноподобным, почти накладным рисунком так же увядающего, но более притемнённого цвета. Лицо приёмника симметрировано вертикальным шкальным комплексом. Его центральная часть выделяется пластмассовым узким параллелепипедом, в верхней части которого размещён круглый зоркий глаз оптического индикатора настройки и курсивной надписью Мир под ним, а остальная поверхность декорирована вертикальным стилизованным, так же лиственным, орнаментом. (Последний, без сомнения, имеет природно-зональную подоснову; к примеру, в приёмнике "Урал" того времени использован хвойный мотив - природа тогда была в политической моде).
Гравированные шкальные линейки выполнены из органического стекла и вмонтированы по четыре с каждой из сторон. При включении приёмника они выделяются обьёмным подсвечиванием так, как ныне ночью висящие мосты над Москвой рекой.
За ними бесшумно-немо скользит перемещающаяся вертикально горизонтальная стрелка настройки-указателя. Несмотря на то, что идея таких шкальных линеек заимствована от известнейшего довоенного германского приёмника " Telefunken Spitzensuper D 860 WK" (их там было четыре!), они размещены вертикально, а не горизонтально, как в прототипе.
Хотя дизайнерское решение "Мира" выполнено по принципу с мира по капиталистической нитке, рубашка получилась социалистическая. Решение отличается в высшей степени выдержанным и высокопрофессиональным вкусом, оно в комплексе с тактичными, пусть небольшими, но собственными находками, оригинально и носит законченный характер. И, вместе с тем, оно име-ет довольно выраженный социалистический, отчётливо дифференцируемый кичевой блик. Конечно, дизайнерское решение "Мира" в последующем развитии радиотехнического дизайна является тупиковым (как и сама политическая система), но оно было эстети-чески большим, и не стало кричащим и мещанско-смешным, как у одовременно выпускавшегося радиоприёмника "Звезда-54".
"Мир" необыкновенно гармонично соответствовал своей эпохе - периоду великих строек коммунизма:сталинского пре-образования природы топографическим озеленением, с энергетической и сельскохозяйственной водоканализацией от верховьев Волги до пиков Памира, выделкой американской атомной бомбы и усовершенствованием германской баллистической ракеты
"ФАУ-2". Но бомб было в десятки раз меньше, чем у империалистического врага - капиталиста, поэтому главнейшим политическим лозунгом в грядущей войне за мировое пролетарское господство (уже переродившееся в феодально-мелкобуржуазное смердо-холопского типа) стала борьба за мир. Посему и название суперприёмника детерминировано, так как если бы атомное соотношение было иным, он бы, вероятно, именовался Генералиссимусом (советский радиоприёмник "Маршал" существовал - он был габаритно меньшим, а по схеме явно устаревшим).
Сталин не успел увидеть своего главного радиокомандующего. Серийный выпуск "Мира" начался в середине 1953 года, и продолжался два года. До середины 1957 года выпускалась его несколько упрощённая последующая модификация в виде радиолы "Мир М-154", которую сменил не менее известный радиоприёмник "Фестиваль".
Я впервые увидел "Мир" десятилетним ухоженным и социалистически воспитанным, в пионерском красном галстучке, мальчиком-отличником в конце 1953 года. Я был мгновенно сражён наповал сказочной, заоблачной для меня роскошью, этого социалистического красавца-циклопа. Удивительно, но и сейчас, в 60 лет, в остатке жизни, ею расстрёпанный и идеологически развращённый, облачённый в синий халат музейного пролетария-двоечника, всматриваясь в "Мир", я так же ощущаю в себе то самое, потрясающее чувство. Что это? Мираж памяти детства, или нечто другое? Не знаю. Могу только утверждать - "Мир" даёт такое ощущение. Всем. И будет давать всегда!
Вы хотите получать этот исторически-сладкий, интеллектуально-эстетический, социалистический оргазм? Если да, то просто купите "Мир".
Отзывы и вопросы
о сайте Музея Радио будет приятно получить на нашем Форуме , а также
по электронной почте [email protected].
|