Вотинов В.Г.
Cовременное состояние музейного и радиоколлекционного
дела в Украине.
Говорить о состоянии
музейного и радиоколлекционного дела в Украине без упоминания о том, как
развивались события в этой области в прошлом было бы неполным. Отправной точкой
нашего исследования будет дата открытия радио. Вопрос о том кто открыл радио,
А.С. Попов или Г. Маркони, я выношу за скобки, т.к. это тема для иного
специального рассмотрения. Важно то, что открытие радио, произошедшее в конце
19-го века, имело колоссальное значение для дальнейшего развития человечества.
На первом этапе радио
применялось только в профессиональных целях, а по мере развития стало
общесоциальным. В СССР началом массового радиовещания можно считать 1924 год,
когда было принято постановление правительства, разрешавшее использование
частных приемных станций. В том же году промышленность Советского Союза начала
выпускать первые радиоприемники для свободной продажи населению. Сначала это
были детекторные приёмники, а с 1925 года ламповые. Первый радиовещательный
ламповый приемник назывался «Радиолина» и конструктивно состоял из трех
отдельных блоков, каждый из них мог использоваться в составе других
радиоустройств. Постепенно в Украине начали осваивать производ-
ство радиодеталей и самих
радиоприемников. Все это производилось в основном в 3-х крупнейших городах:
Киев, Одесса и Харьков. До ВОВ в Харькове выпускались украинские ламповые
радиоприемники типов «УЧС» и «Комсомолец».
Параллельно с
промышленностью развивалось радиолюбительство. Радиолюбители
самостоятельно строили радиоприемники, участвовали в проводной радиофикации,
участвовали в воинских учениях по
обеспечению радиосвязью. Ныне очень немногие знают, что в Украине до самой ВОВ
выпускался массовый и очень популярный в то время журнал «РАДIО» на украинском языке. В нашем музее имеются отдельные экземпляры этих
журналов.
В 1935 году в общесоюзном
журнале «Радиофронт» была опубликована статья об одном из первых радиолюбителей
в Украине. Им был служащий телеграфа Юго-западной железной дороги Сергей
Степанович Жидковский. В 1914 году у себя дома он построил радиостанцию и
принимал передачи многих зарубежных радиостанций. Об этом узнали не только
соседи, но и его непосредственное начальство.
В это время уже шла первая
мировая война. На него кто-то донес в полицию и он был арестован, обвинён в шпионаже в пользу
Германии. Разразился очень громкий скандал, об этом писали даже зарубежные
газеты. После длительного разбирательства дело начали потихоньку спускать на
тормозах. В конце концов, осталось только одно обвинение - незаконное строительство
радиостанции. Здесь, в работе нашей
конференции принимает участие человек, который написал и издал брошюру о С.С.
Жидковском. Он мастер радиоспорта, судья международной категории, международный
корреспондент российского журнала «Радио», член редакционного совета
украинского журнала «РАДИОхобби» кандидат экономических наук Георгий Артемович
Члиянц. У него много опубликованых работ по истории радиолюбительства Украины.
Все они есть в нашем музее.
А вот совсем недавно в книге «Хрестоматия радиолюбителя» я
прочитал о том, что еще в 1906 году в
Киеве Михаил Александрович Бонч-Бруевич построил приемник и передатчик по схеме
А.С.Попова. Я думаю, нам сегодня не так важно кто из них был первый, а кто
второй, для нас важна увлечённость этих людей новыми идеями. Впоследствии они
стали весьма известными и очень полезными людьми в нашей стране, благодаря
своей научной и практической работе в области радио. Через радиолюбительство
прошли и другие известные люди СССР и Украины. Таким был известный полярный
радист Эрнст Теодорович Кренкель.Таким был и наш бывший заведующий кафедрой
радиотехники Юрий
Петрович Кунченко, который
тоже начинал с радиолюбительства, впоследствии ставший известным ученым с
мировым именем.
После ВОВ в Украине стала создаваться мощная радиотехническая
и радиоэлектронная промышленность. Только телевизоры у нас выпускались в 7-ми
городах: Запорожье, Днепропетровск, Киев, Львов, Симферополь, Смела, Харьков.
Начался массовый выпуск радиоприемников, магнитофонов, электрофонов. В Харькове
на заводе им. Шевченко выпускали популярный в то время радиоприемник «Балтика»,
потом «Харьков»; в Днепропетровске радиоприемники «Рекорд», «АРЗ»,
«Днепропетровск», «Днiпро 52»,
«Днiпро 58»; в Киеве детекторный приемник «Комсомолец» и
телевизор «КВН-49». Все эти аппараты украинского производства представляют
очень большую коллекционную значимость, а за пределами Украины являются
раритетными.
Радиоэлектронная индустрия Украины выпускала технику радиосвязи
для армии, флота, авиации, технику радиоразведки и пеленгации, электро- и
радиоизмерительную аппаратуру, являясь наряду с Россией крупнейшим
радиопроизводителем в СССР.
И до, и после ВОВ в Украине
получил широкое развитие радиоспорт. Больших успехов добивались украинские
спортсмены во всех видах радиоспорта и радиоконструирования. В нашем музее есть
галерея портретов наших спортсменов-чемпионов мира и Европы по спортивной
радиопеленгации, а среди участников конференции находится человек, который
первым из украинцев стал чемпионом Европы по радиоспорту-«охоте на лис», так
раньше называлась спортивная радиопеленгация. Это мастер спорта СССР
международного класса Иван Александрович Водяха.
Ныне самостоятельно определившейся Украине есть кем и чем
гордится и есть что сохранять.
А вот теперь посмотрим: что
же у нас сохранилось, как и кем
сохраняется и как к этой проблеме относится государство?
Начнем с частных коллекционеров. Думаю, что до ВОВ их не было,
так как своей аппаратуры было ничтожно мало, к тому же она ещё не успела
устареть, граница была надежно перекрыта, да и внутренний режим был суров. А
вот после ВОВ они появились, и их было не так уж мало.
Дело в том, что после войны в страну хлынул огромный поток
радиотехники, в основном бытовых радиовещательных приемников. Их ввезли
возвращавшиеся домой фронтовики, ведь в европейских странах их было огромное
количество. Например, изданном в 1956
году инженером Ланге каталоге схем немецких приемников было 11 томов, в каждом
томе примерно по 200 схем. Итого имеем
2100 моделей с 1924 по 1954
годы. В СССР за этот период выпущено не более 50 серийных моделей. В США,
например, в 1940 году на 150 млн. населения было порядка 50 млн.
радиовещательных приемников.
Поскольку работающие
приемники имеют разный, но ограниченный ресурс, они требуют ремонтных работ.
После ВОВ специализированных ремонтных мастерских было очень мало, и ремонтом
последних часто занимались
радиолюбители, которым было
к тому же интересно осваивать новую технику, последняя зачастую была более совершенной,
чем отечественная.
Мой отец привез с фронта в качестве трофея немецкий Блаупункт.
Когда он перестал работать, я начал его ремонтировать - мне тогда было лет
14-15. Отремонтировать я его не смог, но первый опыт по ремонту приемников всё
же получил. Ремонтируя такие приемники, некоторые радиолюбители начали собирать
свои коллекции, обмениваться двойниками. Купленные
недорого неисправные, могли
после ремонта продаваться дороже. Это тоже было стимулом - дополнительный
заработок. Такие неполные коллекционеры были практически в каждом городе.
Например, в небольших Черкассах я лично общался с четырьмя
такими коллекционерами. По рассказам моего знакомого в селе Клещинци,
Черкасской области у школьника, который тогда был старше его, была коллекция
детекторных приемников - до 40 единиц. Это было приблизительно в 1955-58
годах. Но, по мере развития телевидения
увлечение радиовещательными приемниками стало проходить. Коллекции стали
буквально рассыпаться. После смерти родителей
дети, как правило, все старое выбрасывали на свалку. Таков наш уровень
культуры – родовая память выбивалась новой, социалистической культурой. В
которой всё, что было до рождения социализма, являлось пережитком прошлого!
Второй, я бы сказал лютый удар, был нанесен перестройкой и
последующим за ней кризисом экономики. Даже те люди, которые сохранили свои
коллекции, а это были, как правило, уже пожилые люди, готовы были все продать,
зачастую не имея средств даже на простое пропитание.
Я начал заниматься коллекционированием примерно в 1990/91 годах.
Познакомился с киевскими
коллекционерами, которые были готовы продать все. Я приобретал на выбор и
только то, на что хватало денег. В то время, пожалуй, я
был единственным, кто
собирал приемники. А когда кончились деньги, я практически перестал ездить в
Киев. Постепенно часть продаваемых приемников весьма быстро перетекла в Россию,
а остатки скупили уже вновь появившиеся и достаточно обеспеченные украинские
коллекционеры.
С военной техникой дело было
несколько иначе. После окончания ВОВ в страну привезли много трофейной,
ленд-лизовской и Амторговской аппаратуры. Какое -то время она использовалась в
войсках и для гражданских нужд,а также хранилась на складах. При очередном
перевооружении армии часть этой техники отправляли в радиоклубы для
использования радиолюбителями, а остальное шло в металлолом. Радиолюбители
полученную технику либо разбирали на детали для своих будущих конструкций, либо
использовали, как правило, без существенных переделок. Вот эти-то аппараты и
сохранились до наших дней и чаще у радиолюбителей, которые внутренне и из
уважения к ним не могли себе позволить разобрать их на детали или выбросить на
свалку за ненадобностью, хотя у них уже была более современная аппаратура. Как
ни печально, но отечественной аппаратуры военных и особенно довоенных лет
сохранилось гораздо меньше, чем трофейной и ленд-лизовской.
По мере того, как стала налаживаться жизнь после распада СССР,
появилось новое поколение радиоколлекционеров Украины.
Бульба С.А, Сакун А.А,
Богдан А.Н. – г. Киев
Бабич И.Г. – г. Обухов
Корниенко А.М. – г. Фастов
Кишиневский Э.Ф. - г. Одесса
Полищук С.Я. – с. Рыжановка,
Черкасская обл.
Богуненко В.Д. – с Аджамка, Кировоградская
обл.
Рыбак А.И. – г. Харьков
Левченко Н.Н. – г. Вольногорск,
Днепропетровская обл.
Дзюбук А.И. – г. Черкассы
Тегерешвили А.З. – г. Городище
Палагута А.Н. – г Николаев
Это те коллекционеры, с
которыми я общаюсь. Но в Украине еще есть какое-то количество таких, которые не
идут на совместное общение.
Из вышеперечисленных коллекционеров у двоих небольшие домашние
музеи – это Полищук С.Я и
Богуненко В.Д.
Прекрасный частный музей создал киевлянин Бульба С.А. В его
музее как зарубежные бытовые радиоприемники, так и отечественные. Имеется
собрание трансляционных громкоговорителей. К тому же, Станислав
Александрович является прекрасным реставратором.
Очень большой музейный фонд
собрал Бабич И. Г. Он собирает все, что имеет отношение к радио. Местная власть
выделила ему земельный участок под строительство музея. Пожелаем Ивану
Григорьевичу осуществить эту прекрасную мечту.
В Украине есть ведомственные
и государственные музеи, в которых имеются отделы радио.
Технический Музей при
Киевском политехническом университете. Там есть интересные экспонаты, но там
нет специалиста, который бы мог грамотно рассказать об экспозиции. Так было год
назад. Думаю, что вряд ли там ситуация на сегодня изменилась. Это болезнь
практически всех государственных музеев – нет профессионально радиотехнически
подготовленных музейных специалистов. Но эта тема для отдельного обсуждения.
Музей Одесской национальной академии связи. Там есть отдел радио.
В нём экспонируется частная коллекция Кишиневского Э.Ф. Здесь иная
проблема, коллекция экспозиционно
раздроблена по разным помещениям,
в фондохранилище
недопустимая влажность. Я ему подарил довольно редкий бытовой радиоприемник
«Латвия М – 137». В прошлом году я приезжал специально ознакомиться с музеем.
Всю экспозицию я не мог
осмотреть – от одной
аудитории не могли найти ключ. А когда в одном из хранилищ увидел свою Латвию,
то пришел в ужас – от влаги корпус пришел практически в полную негодность.
Причина та же – государству это не нужно.
Не могу не привести один печальный пример. Пенсионер, полковник
в отставке Шутов Николай Леонидович открыл в 1988/89г. в Киеве на территории
воинской части прекрасный по тем временам музей. Экспонировалась в основном
военная радиотехника, но была и бытовая, среди которой были уникальнейшие
экспонаты: довоенный телевизор ТК – 1, приемники ЭКЛ и ЭЧС. Шутов был
радиоспециалистом очень высокого класса.
Начинал, как и многие мальчишки с радиолюбительства, затем учеба в военном
училище и после окончания служба в
в войсках связи до выхода на
пенсию. В связи с ухудшением состояния здоровья
ему пришлось оставить музей.
И вскоре музей был ликвидирован. Что то похищено, что то передали в отдел связи
технического музея Политехнического
университета в Киеве, а что то передали в Киевский военный институт
телекоммуникаций и информатизации. Музей располагает прекрасным помещением, но
в экспозиционном отношении просто убогий. В одном из залов сооружен макет
землянки. Общее впечатление – удручающее. Заведующая музеем работает там недавно, вроде есть желание изменить
положение в лучшую сторону, но она даже на нашу конференцию приехала за свой
счет-институт не нашел денег. Вот так в Украине сохраняется наша национальная
техническая история. Это яркий показатель отношения к нашей национальной
технической культуре.
Музей истории радиотехники ЧГТУ. История создания его неразрывно
связана с моим коллекционным увлечением. Как я уже сообщил выше, начало моего
собирательства относится к 1990/91г. Но с радио я был связан всю свою жизнь.
Через мои руки прошло много как военной, так и бытовой техники. Уже тогда я
понимал - придет время и это все может исчезнуть навсегда. Хотя решить эту задачу (сохранения техники) тогда
было практически нельзя. И вот когда появилась возможность этим заняться, я в
начале просто хотел сохранить интересные, с моей точки зрения радиоаппараты.
Конечно, ни о каком музее я тогда и не думал. Когда у меня собралось довольно
большое количество экспонатов, я начал
проводить в краеведческом музее в день Победы временные выставки.
Результат был потрясающим. Оказалось,
что людям было очень интересно посмотреть на старые радиоприемники. Кто
вспоминал свою молодость, кто-то вспоминал войну. Выставки не обошли вниманием
областное телевидение, появилась
информация в газетах, за что я им очень благодарен.
Этапной была большая
выставка в здании общества содействия обороны Украины (аналог бывшего ДОСААФ),
приуроченная к конференции
областного отделения лиги
радиолюбителей Украины. Тогда мой давний приятель, заведующий лабораторией на
кафедре радиотехники Черкасского государственного технологического университета
Антонец А.А. обратился ко мне с предложением: давай организуем при кафедре
радиотехники ЧГТУ музей.
Надо сказать, что к этому времени у меня дом, дача и гараж были
буквально завалены техникой. И я дал согласие. После этого Анатолий Автономович
обратился к зав. кафедрой радиотехники профессору Кунченко Ю.П.,рассказал ему
обо мне и о моей коллекции и предложил создать при кафедре музей. Юрий Петрович
Кунченко был очень интересный человек, к сожалению, рано ушедший из жизни. Он
взялся за организацию музея. Однако, при тогдашнем ректоре Быкове сдвинуть воз
с места не удалось. И только, когда ректором стал академик Юрий Григорьевич
Лега, эту задачу удалось успешно решить. Создали музей на договорном основании,
с разделением форм собственности. Я
предоставил свой музейный фонд, университет помещение, отопление, освещение,
охрану и выделил на обслуживание музея 1,5 ставки музейных работников. Музей
торжественно открыли 7 мая 1999г., а 18 марта 2005г. официально получили
регистрационное свидетельство № 2380 как ведомственный музей при Управлении
образования Министерства образования и науки Украины.
Музей ведет большую
просветительскую работу: посетители музея как отдельные лица, так и группы с
Украины, ближнего и дальнего зарубежья. Музей поддерживает постоянную связь с
отдельными коллекционерами и с профильными музеями Украины и России. У нас тесный
контакт с телевидением, радио и печатными изданиями массовой информации.
В настоящее время музей
располагает одним экспозиционным залом и одним фондохранилищем. Музейный фонд
велик – более 2000 учетных единиц, среди них много редчайших экспонатов. По качественной
и количественной стороне фонда это крупнейший в Украине профильный
радиотехнический музей. Для того, чтобы
экспонировать весь фонд, нужно не менее 700 кв. м. экспозиционных площадей.
Соответственно, необходимо предусмотреть нужный штат по обслуживанию:
экскурсоводы, научные работники, реставраторы. Всё это в одиночку
университет не в состоянии обеспечить –
нужно целевое финансирование.
Без участия государства эту проблему вряд ли можно
положительно разрешить. А ведь биологически я не вечный. И я, естественно,
очень беспокоюсь
- если при моей жизни этот
вопрос не решится, то музей постигнет та же участь,
что случилось с созданным
Шутовым музеем в Киеве. Но пока я стараюсь делать все, что в моих силах,
несмотря ни на что. По вопросу учреждения специализированного радиотехнического
музея национальной значимости я был в областном управлении культуры, знает о проблемах музея губернатор области,
знает Президент страны, однако воз и ныне там. Я готов на определенных и очень
щадящих условиях передать своё богатство государству, но пока это никого не
интересует. Как при моей жизни и, весьма вероятно, после.
О культуре любого общества
во многом можно судить по тому, как это общество относится к своему
техническому прошлому. Примеры: Венгрия, Испания, Болгария, Германия, Франция,
Великобритания – там техническая история возведена на равновысокий, а то и выше
культурный пъедестал.
Но по жизни я оптимист и
всегда надеюсь на лучшее, иначе нет никакого смысла браться за общественно
нужное дело.
Надежда умирает последней!
Но хотелось бы, что бы она умерла раньше меня, в связи с её реализацией в моей
жизни.